Ξ♫Ξ

Т В О Р Ч Е С Т В О
= внутренний мир личности =

 Nic
 Goorman 

985_765-33-95
Николай

gnick@bk.ru


В _ 2 0 0 8 _ Г О Д У - Ж Е Л А Ю _ В С Ё М _ И _ У Д А Ч И _ И _ У С П Е Х О В _ ! ! !



на Главную

MP3 Midi-Архив Ноты Стихи Статьи Ссылки

Авторы О Музыке SOFT РС_студия Теория Информация

Т е о р и я
М У З Ы К А Л Ь Н Ы Й _ С Л О В А Р Ь

Захотите мне написать Пишите Сюда _ gnick@bk.ru
Последние обновления проведены _ 01.01.2008г.

	
      АВТОР		- создатель оригинального произведения (сочинения)
      
      АБРЕВИАТУРА	- знаки сокращения нотного письма
      			. знаки повторения группы нот, одного, двух тактов
      			. знаки удвоения звуков, перенос звуков на октаву вверх или вниз
      			
      АВЛОС		- др. греческий, духовой муз. инструмент, обычно из двух трубок, типа габоя каждая
      
      АГОГИКА		- учение о небольших отклонениях от темпа в процессе исполнения муз.произведения
      
      АДАЖИО		- медленно, спокойно. Основное обозначение медленного темпа, соответствующего медленному шагу.
      			. Медленный лирический танец в балете
      			
      АЖАРАГС		- Латышский нардный духовой муз. инструмент из козьего рога
      
      АККОЛАДА		- скобка, соединяющая несколько нотоносцев, на которых пишутся ноты, исполняемые одновременно
      
      АККОМПАНИМЕНТ	- Сопровождение. Часть муз. ткани, предназначенная сопровождать, поддерживать, 
      			. дополнять наиболее выразительные голоса и инструменты. Чаще всего встречается Аккомпанимент пению,
      			. исполняемый на каком либо многозвучном инструменте(рояль-гитара-баян-аккордеон-гармошка) или оркестром
      			
      АККОРД		- совместное звучание нескольких разных нот,
      			. различаются по количеству и высоте(интервальное соотношение)звуков
      			
      АККОРДЕОН		- ручная хроматическая гармоника, обычно с клавиатурой фортепианно-органного типа для правой руки,
      			. имеет несколько(2-20) регистровых переключателей,
      			. для левой руки басовые кнопки-готовые мажорные и минорные трезвучия, также ряд уменьшенных септаккордов
      			
      АККОРДИКА		- отдел муз. науки, изучающий различные аккорды терцового строения, 
      			. вне их сочетания друг с другом и с другими элементами музыки
      			. Аккордика входит в состав курса элементарной теории музыки или курса гармонии
      			
      АКЦЕНТ		- Ударение, усиленное-ударное извлечение какого-либо звука, 
      			. Акцентируемые ноты, как правило находятся на сильных долях такта
      			
      АКЫН		- у Казахов и ьдругих народов - народный поэт-импровизатор, 
      			.поющий свои стихи под аккомпанимент какого-либо народного инструмента
      			
      АЛЛЕГРО		- Весёлый радостный живой - Основное обозначение быстрого, оживлённого темпа, 
      			. соответствующего очень скорому шагу, скорее даже бегу. Обычный темп первых частей в сонатном цикле
      			
      АЛЛЕМАНДА		- Танец 17-18 веков, двухчастотного строения, умеренного темпа и характера, обычно 2/4 или 4/4
       
      АЛЬБЕРТИЕВЫ БАСЫ	- По имени композитора Доменико Альберти 18 век в пьесах для фортепиано - партия левой руки
      			. содержащая многократно повторяемое движение по звукам аккорда, 
      			. обычно служат аккомпаниментом мелодии помещённой в партии правой руки
      			
      АЛЬБОРАДА		- песня пастухов в честь восходящнго солнца - утренняя серенада
      
      АЛЬТ		- Высокий по сравнению с тенором - Низкий женский голос - Контральто - Меццо-сопрано
      			. Струнный смычковый инструмент того же устройства, что и скрипка, но несколько бо'льших размеров,
      			. отчего звучит в более низком регистре. Обычный строй от До малой - Ми третьей октавы
      			. Приёмы игры теже, что и на скрипке, но звук менее яркий, как сольный инструмент обычно не используется
      			. Медный широкомензурный духовой инструмент овальной формы, принадлежит к транспонирующим вниз
      			
      АЛЬТЕРАЦИЯ	- повышение или понижение на полтона или тон звука
      
      АМБУШЮР		- часть духового инструмента, через которую музыкант вдувает в воздух, то же, что и мундштук
      			. Совокупность мышц рта и роложение губ при игре на дух. инстр, мундштуки которых не берутся в рот,
      			. а только прикладываются к губам, (медные духовые, а так же флейты)
      			
      АНГЕМИТОНИКА	- АНГЕМИТОННЫЙ ЗВУКОРЯД - ПОЛУТОН - Звукоряд без полутонов
      
      АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК	- АЛЬТОВЫЙ ГАБОЙ Получивший исторически случайное название от ошибочного применения франц. слова "anglais"
      			. вместо правильного "anglё"-угловой, согнутый углом -по форме охотничьего габоя, от которого произошёл англ. рожок.
      			. Деревянный духовой инструмент такого же устройства, как и гобой, но бо'льших размеров, с грушевидным раструбом
      			. и согнутой металлической трубочкой, соеденяющей мундштук с основным дерев. корпусом
      			. Диапазон звучания от ми-мал.окт. до си-бемоль-второй октавы. А рожок при одинаковой апликатуре с гобоем звучит на квинту ниже
      			. т.е. принадлежит к числу транспонирующих инструментов в строе Фа (in F) 
      			
      АРАНЖИРОВКА	- (arranger) переложение, обработка муз. произведения
      
      АДАЖИО		- медленно, спокойно
      
      АЛЛЕГРО		- живо, весело, быстро
      
      АНДАНТЕ		- средний по скорости темп (спокойный бодрый шаг)
      
      АППЛИКАТУРА	- распальцовка, распределение пальцев при игре 
      			 1.2.3.4.5-большой.указательный.средний.безымянный.мизинец
      			 
      АРПЕДЖИО		- аккорды, звуки которых которых исполняются не одновременно, а поочерёдно обычно от нижнего к верхнему
      
      БАЛАБАН		- Узбекский-Азербайджанский народный духовой инструмент с одинарным язычком

      БАЛАЛАЙКА		- Русский народный трёхструнный щипковый инструмент с треугольным корпусом и ладами, произошла от ДОМРЫ
      			. различают 5 видов балалаек отличающихся размерами, струнами и строем
      			. 1- Балалайка - Прима 		_ Строй струн: e1, e1, a1 -( Ми, Ми, Ля первой октавы )
      			. 2- Балалайка - Секунда 	_ Строй струн: a, a, d1 -( Ля, Ля мал.окт., Ре-первой октавы )
      			. 3- Балалайка - Альт 		_ Строй струн: e, e, a -( Ми, Ми, Ля-малой октавы )
      			. 4- Балалайка - Бас 		_ Строй струн: E, A, d -( Ми, Ля-большой октавы, Ре-малой октавы )
      			. 5- Балалайка - Контрабас 	_ Строй струн: E1 A1 D -( Ми, Ля-контоктавы, Ре-большой октавы )

      АРАНЖИРОВКА	- (arranger) переложение, обработка муз. произведения
      
      АРАНЖИРОВКА	- (arranger) переложение, обработка муз. произведения
      
      АРАНЖИРОВКА	- (arranger) переложение, обработка муз. произведения
      
      АРАНЖИРОВКА	- (arranger) переложение, обработка муз. произведения
      
      АРАНЖИРОВКА	- (arranger) переложение, обработка муз. произведения
      
      АРАНЖИРОВКА	- (arranger) переложение, обработка муз. произведения
      
      ВАЛТОРНА		- Нем. - Лесной рог, охотничий сигнальный инструмент
      			. Натуральная Валторна без вентилей способно издавать небольшое кол-во звуков натурального звукоряда
      			. Вентильная Валторна медный духовой инструмент строится в Фа-принадлежит к половинным инструментам с тремя вентилями
      			. Обьём от Си контроктавы - Фа второй октавы со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду
      			. Среди медных инстр. отличается мягкостью тембра, звук может приглушатся Сурдиной или прав.рукой
      			
      ВАРИАЦИЯ		- Видоизменённое повторение темы в её полном обьёме
      
      ВИОЛОНЧЕЛЬ	- Violone - Большая ВИОЛА (Контрабас), уменьшительное Violoncello (Контрабасик) принято сокращать Cello
      
      ВИОЛЫ		- ЗападноЕвропейские смычковые инструменты различных размеров
      
      ВИРТУОЗ		- музыкант исполнитель, искусно и технически свободно исполняющий муз.произведения
      			. Недостатки - эффектность очень часто достигается за счёт ослабления содержательности и идейности произведения
      			. Сочетать и то и другое могут немногие, лишь великие, к виртуозной музыке относят этюды, концерты, парафразы и др.формы
      			
      ВОЛЫНКА		- Древний духовой инструмент самых разных народов мира, состоит из нескольких трубок с язычками-(жалеек),
      			. прикреплённых к мешку в который играющий вдувает ваздух, звук извлекается при нажатии на мешок
      			
      БАСЕТЛЯ		- Белорусская виолончель
      
      БАСОЛЯ		- Украинская виолончель	
      
      БИТРЕЙТ 		- количество бит, отведенное для хранения единицы времени звука, (в килобитах в секунду - Kbps или Kb/s) (англ. bit rate)
      
      БРЁЛКА		- см. ЖАЛЕЙКА
      
      БУРДОН		- Трубка на волынке, издающая непрерывно тянущийся звук неизменной высоты
      			 
      ГАММА		- поступенно восходящее или нисходящее движение мелодии в пределах не менее одной октавы
      
      ГИМН		- торжественная песня
      
      ГЛИССАНДО		- скользящий переход от звука к звуку (скольжение пальца по струне)
      
      ГАРМОНИЯ		- созвучие, наука об аккордах их связях и движении, которое приводит к образованию различных муз. построений
      		
      ДИЛЕТАНТ		- человек занимающийся исскуством или наукой не профессионально,
      			. а для собственного удовольствия
      			
      ДИРИЖЁР		- руководитель исполнения оркестровой музыкой, которому принадлежит художественная трактовка произведения
      
      ДИСГАРМОНИЯ	- несозвучность, разноголосица, нарушение стройности
      
      ДИССОНАНС		- неблагозвучие, неслитное созвучие в котором образующие его звуки как бы мешают друг другу
      			. и создают резкое, раздражающее слух звучание
      			
      ДУДА		- Русский нар.духовой инструмент, иначе ДУДКА, СОПЕЛЬ - трубка из куска выдолбленного дерева с открытыми концами
      			. один из которых скошен и с отверстиями в стенках, звук свистящий несколько сипловатый, то же, что ВОЛЫНКА
      			
      ДУДУК		- деревянный духовой инструмент народов Сев.Закавказья, напоминающий габой не конической, а цилиндрической формы
      			. и с более широким двойным язычком, Тембр очень мягкий, нежно-лирического оттенка;
      			. звукоряд диатонический, в пределах децимы, опытным исполнителем может быть расширен и хроматизирован
      			
      ЖАЛЕЙКА		- рус., укр., бел., лит., народный инструмент, то же что БРЁЛКА
      			. Одиночная Жалейка - тростниковая или деревянная трубка с простым одинарным язычком и боковым отверстиями;
      			. нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог или берестяной раструб, служащие резонатором
      			. Двойные Жалейки - две Одиночные вставленные в в общий резонатор
      			. Обьём Жалейки - секста и более (до октавы). Звук пронзительный и гнусавый
      			
      ЖИГА		- старинный англ. очень быстрый танец народного происхождения, основан на трёхдольном(-вроде триольного)
      			. преимущественно непрерывном движении в тактах размером в 3/8,3/4,6/8,6/4,9/8,9/4,12/8,12/4 и т.д.
      			
      ЗУРНА		- деревянный духовой инструмент народов Закавказья, напоминающий габой с двойным язычком
      			. имеет обычно 8-9 отверстий (одно на противоположной стороне)
      			. На Зурне из-за её резкого тембра обычно играют на открытом воздухе, в закрытых помещениях заменяют ДУДУКОМ
      			
      ИМПРОВИЗАЦИЯ	- одновременное сочинение и исполнение произведения, обычная черта народного муз.творчества
      			. Принято предлагать композитору тему, мелодию, на основе которой он тут же импровизировал 
      			. какую-либо пьесу, обычно виртуозного характера
      			
      ИНВЕНЦИЯ		- Выдумка, произвольное название полифонических пьес, соответствующих, то прелюдиям, то фугам,
      			. то пьесам свободно-имитационного построения
      			
      ИНТЕРМЕЦЦО	- Пауза, Антракт, - пьеса промежуточного значения, обычно находится в середине между двумя другими пьесами
      			. и контрастирует с ними своим характером и построением. Иногда Композиторы обозначают словом ИНТЕРМЕЦЦО
      			. и самостоятельные пьесы различного содержания и характера
      			
      ИНТЕРПРЕТАЦИЯ	- Толкование, раскрытие смысла
      			. Интерпретация муз.произведения - трактовка содержания и характера произведения музыкантом-исполнителем, 
      			. по особому алгоритму - отличающемуся от оригинала
      			
      КАЙРАК		- Узбекский нар. ударный инструмент; 
      			. 4 отшлифованных камня(гальки), по два в каждую руку; род каменных кастаньет
      			
      КАКАФОНИЯ		- разноголосица, хаотическое нагромождение звуков
      
      КАНИТЕЛЬ		- металлическая нить, которой обматывают некоторые струны(напр. босовые-гитарные)
      
      КАНККЛЕС		- Литовский нар.струнный щипковый инстр. типа ГУСЛЕЙ
      
      КАННЕЛЬ		- Эстонский нар.струнный щипковый инстр. род ГУСЛЕЙ, обычно с остроугольным резонансным ящиком
      
      КАНТЕЛЕ		- Карельский нар.струнный щипковый инстр. типа ГУСЛЕЙ, в старинном КАНТЕЛЕ от 5 до 13 струн 
      			. натянутых над небольшим резонансным ящиком из сосны или берёзы
      			
      КАРНАЙ		- Узбекский медный духовой инструмент, представляет собой несогнутую(но не всегда) длинную трубку(2метра и более)
      			. по регистру и тембру близок к тромбону, на КАРНАЕ характерно исполнение боевых или торжественных сигналов
      			
      КАПЕЛЛА		- церковный хор певцов(мальчиков), стиль "а капелла" пение хором без муз. сопровождения
      
      КОМПОЗИТОР	- автор, создатель оригинального(неповторённого) муз. произведения
      
      КОМПОЗИЦИЯ	- законченное муз. произведение
      
      КОБЗА		- стиринный украинский нар. щипковый инструмент, от 2 до 16 струн,
      			. распостранение получилав 16-17 веках пока не уступила место БАНДУРЕ
      			
      КОБЫЗ		- двухструнный смычковый инструмент ряда среднеазиатских народов, корпус ковшеобразный, открытый или затянутый кожей,
      			. высоко натянутые струны при нажатии не достают до грифа и издают звуки свистящего оттенка
      			
      КОБЫЛКА		- распостранённое среди музыкантов название подставки
      
      КОДА		- хвост-конец-шлейф, дополнительный раздел, 
      			. в конце муз.призведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения
      			. КОДА следует за последним из основных разделов формы, начинается как правило после полного КАДАНСА
      			. в главной тональности и представляет распространение и окончательное закрепление главной тональности
      			. что достигается в КОДЕ путём мнонгократного повторения тонического аккорда или аккордов полного КАДАНСА
      			. а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего в в субдоминантную сферу
      			. содержание КОДЫ может явиться и послесловием, и выводом, и развязкой произведения
      			
      КОДЕТТА		- хвостик-маленькая КОДА, встречающаяся иногда в фуге
      			. одноголосная интермедия между первым и вторым проведением темы т.е. между окончанием темы и вступлением ответа
      			
      КОРИФЕЙ		- Вождь-предводитель. В хоре - ведущий певец группы - запевала
      
      КОРНЕТ		- РОЖОК с клапанами. Усовершенствованный почтовый РОЖОК во ФРАНЦИИ (1830г).
      			. Медный, духовой инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку
      			. и снабжённый не вентилями, а пистонами. Диапазан от Ми мал. октавы-до До третьей октавы
      			. КОРНЕТ обладает бо'льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба
      			
      КОШНАЙ		- Кош-пара, Най-камыш - Узбекский нар. духовой инструмент в виде двух камышовых дудочек
      			. каждая с одинарным язычком и боковыми отверстиями, звукоряд близок к диатоническому
      			
      КРЕЩЕНДО		- возрастая, усиливая
      
      КРЕЩЕНДО		- постепенное усиление звука без ускорения, обозначается расширяющимся знаком
      
      КУЛЬМИНАЦИЯ	- момент высшего напряжения в муз. произведении в целом или в отдельных его частях
      
      МАДРИГАЛ		- одноголосная, затем многоголосная (ансамблевая, хоровая) светская песня, 
      			. обычно любовного содержания и изысканного характера
      			
      МАЭСТРО		- учитель - мастер, почтительное обращение к руководящим исполнением музыки, (дирижёрам, концертмейстерам)
      		
      МИНИАТЮРА		- небольшая муз. пьеса
      
      МЕЛИЗМЫ		- особый способ пения-украшение, опевание отдельных звуков мелодии
      			. форшлаг-группетто-мордент(двойной, перечёркнутый), трель
      			
      МЕССА		- многочастное произведение для хора с инстр. сопровождением и без него
      			. написанное на определённый Латинский текст, для исполнения во время католической обедни
      			
      МЕЛОДИЯ		- осмысленное, вырызительное и законченное по построению одноголосное последование звуков
      			. объединённых определёнными отношениями высоты, длительности и силы
      			. Важнейшая основа муз. произведения, способная воплотитьсамые различные образы и состояния
      			
      МЕЛОС		- мелодическое начало в музыке, песенный мелодический элемент
      
      МОНОДИЯ		- исполнение одной мелодии без аккомпонимента, сольное или ансамблевое( в унисон или в октаву)
      
      МОДЕРАТОР		- (лат. - умеряющий, сдерживающий)
      
      МОТЕТ		- многоголосная песня одновременно сочетающая несколько самостоятелных мелодий
      			. название разнообразных многоголосных произведений полифонического склада обычно для пения а капелла
      			
      МОТИВ		- побуждение, мелодия, тема, напев, 
      			. характерная часть темы, способная приобрести самостоятельное значение в разработке
      			
      МУЗЫКА		- разновидность искусства, воплощающее идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах
      
      НОВЕЛЕТТА		- название пьесы, в которой чередование коротких тем создаёт впечатление смены эпизодов
      
      НОКТЮРН		- как правило название инструментальных(реже вокальных) пьес, лирического, обычно мечтательного характера
      
      НОТЫ		- обозначения звуков, их высоты, длительности, привязка ко времени в такте
      
      НЮАНС		- оттенок(оттенки) в исполнении муз. произведения
            
      ОРАТОРИЯ		- монументальное произведение для хора, оркестра и певцов солистов, 
      			. опирающееся на определённое сюжетное содержание и предназначенное для концертного исполнения
      			
      ОКТЕТ		- сочинение для восьми исполнителей, с особой партией для каждого
      
      ПАНДУРИ		- Грузинский нар. струнный щипковый инструмент с тремя струнами
      
      Параллельности	- ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ГОЛОСОСВЕДЕНИЕ - одновременное движение двух голосов в одном направлении (вверх или вниз)
      			. на равный интервал. Параллельное голососведение - частный случай ПРЯМОГО голососведения (см. ГОЛОСОСВЕДЕНИЕ)
      			
      ПАРКАБЗУК		- Армянская ВОЛЫНКА
      
      ПАРТИРА		- Одно из названий СЮИТЫ ( особенно в 18 в.)
      
      ПАРТИТУРА		- нотная запись ансамблевой музыки, партии пишутся одна под другой в одной вертикали
      
      ПАССАЖ		- муз. фраза быстпого движения, обычно устремлённого в одном направлении (вверх или вниз)
      			. носит обычно виртуозный характер (гаммовые, арпеджированные, аккордовые)
      			
      ПАСТОРАЛЬ		- муз. пьеса, подобная идилии в литературе, воспроизврдя подчёркнуто простые,
      			. нарочито наивные переживания и сцены на лоне природы
      
      ПАУЗА		- перерыв-прекращение. Временное молчание - перерыв в звучании муз. произведения в целом
      			. или какой-либо его части или отдельного голоса. Измеряется так же, как и длит. отдельных звуков
      			. один из немногих приёмов позволяющих оживлять музыку, придавая ей особые акценты
      			. кстати не самый простой технический приём 
      			. и как ни странно может оказывать очень сильное эмоциональное воздействие на слушателя
      
      ПЕНТАТОНИКА	- ПЕНТАТОННЫЙ ЗВУКОРЯД - Звукоряд содержащий в пределах октавы 5 различных по высоте звуков
      			. причём интервалы между соседними звуками образуют чередование одной или двух секунд больших секунд
      			. с двумя несоседними малыми терциями. ПЕНТАТОННЫЙ ЗВУКОРЯД иногда называют АНГЕМИТОННЫМ т.е. бесполутоновым
      			. а также Китайским, Шотландским
      			
      ПЕРЕЛОЖЕНИЕ	- Обработка муз.произведения для исполнения его не теми голосами или инструментами
      			. для которых оно было предназначено в оригинале. Иначе - Аранжировка или Транскрипция
      			. Часто встречается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ симфоний, камерных ансамблей для исполнения на фортепиано в 2 или 4 руки
      			. Реже для исполнения оркестром, обыно называют ОРКЕСТРОВКОЙ
      			
      ПЕРПЕТУУМ		- ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ - Вечное движение - название пьесы, обычно виртуозного характера
      			. основанной на быстром и нерперывном последовании, преимущественно одинаковых по длительности звуков
      			. с неоднакратно возвращающейся основной темой
      			
      ПОЛОНЕЗ		- Старинного происхождения Польский танец, точнее торжественное шествие
      
      ПОЛОНЕЗ		- Старинного происхождения Польский танец, точнее торжественное шествие в темпе несколько ускоренного шага
      
      ПЮПИТР		- Подставка для нот, то же, что пульт
      
      ПОЛИФОНИЯ		- многоголосие
      
      РАПСОДИЯ		- Отрывок народно-эпическоё поэмы исполнявшеся в др. Греции бродячими певцами РАПСОДАМИ
      			. Виртуозное инструментальное произведение в форме парафразы на народные темы, реже пьеса эпического склада-вроде баллады
      			
      РЕГЕНТ		- Руководитель хора, обычно церковного
      
      РЕПЕРТУАР		- Перечень, список, круг выбранных произведений, исполняемых отдельными артистами, ансамблями или труппами
      
      РОЖОК		- Пастуший рожок, Русский нар.духовой инструмент, цилиндрическая или коническая деревянная или берестяная трубка с раструбом
      			. с раструбом на одном конце и выемкой на другом конце, без боковыз отверстий издаёт фанфарные звуки и употребляется для сигнала
      			. РОЖОК снабжённый боковыми пальцевыми отверстиями, прим. как муз.инструмент с диатоническим звукорядом,
      			. форма прямая или изогнутая(как у валторны или трубы)
      			
      СИНКОПА		- удаоная, акцентированная нота не на сильной, как обычно, а на слабой доле такта
      			. чаще образуется в результате паузы на предыдущей сильной доле или в результате связки с нотой
      			. находящейся на последующей сильной доле, как правило вносит в ритм элемент неожиданности и остроты
      			
      СКЕРЦО		- Итал.-шутка-(используют вместо МИНУЭТА-с нач. 19 века),
      			. живая, подвижная инструментальная пьеса, обычно бодрого характера
      			
      СКУДУЧЧАЙ		- Литовский нар.духовой инструмент - несколько трубочек различных размеров и настройки
      		
      СОЛЬФЕДЖИО	- учебная дисциплина призванная развивать слух учащихся СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ - пение нот с листа
      
      СОПЕЛЬ		- СОПИЛКА - см. ДУДА
      	
      СОЧИНЕНИЕ		- процесс создания музыки композитором. Обычно - обозначение отдельного муз. произведения
      
      СПИНЕТ		- Разновидность клавесина, небольших размеров, прямоугольной формы
      
      СТАКАТО		- указание испольнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами, 
      			. обозначается точками, над или под головками нот
      			
      СТВИРИ		- Грузинский нар.духовой инструмент типа ВОЛЫНКИ
      
      СТРЕТТА		- сжатие, сжимание - каноническое проведение темы в фуге
      
      СУРНАЙ		- Узбекский и Таджикский деревянный духовой инструмент с двойным язычком, по тембру и диапазону родственный ГОБОЮ
      			. имеет обычно 8 пальцевых отверстий, звукоряд приближается к диатоническому
      			
      ТАР		- ТАРИ - щипковый инструмент народов Закавказья, корпус имеет форму восьмёрки и затянут свурху бычьим пузырём, 
      			. выполняющим роль мембраны, ТАР шестиструнный, звуки извлекают медиатором, на грифе много ладов, 
      			. образующих интервалы более узкие чем полутон отчего ТАР обладает своеобразными мелодическими возможностями
      			
      ТЕМА		- небольшое, мелодически определённое и завершённое по форме муз. построение
	  		. обладающее характерными особенностями и способное стать основанием для разработки
	  		. элемент композиции, носитель определёной мысли, идеи, характера
	  		. как правило выразительное и впечатляющей силы
	  		
      ТЕМБР		- окраска звука, зависящий от того, какие гармонические созвуки и в какой степени слышны при его извлечении
      			. способ звукоизвлечения, материал инструмента, 
      			. среда распостранения звука - факторы влияющие на тембр инстумента-голоса
      			
      ТЕМП		- степень скорости исполнения и характер движения муз.произведения
      
      ТЕОБРА		- Басовая разновидность ЛЮТНИ, применялась в 16-18 веках
      
      ТИРАТА		- гаммообразный пассаж или форшлаг из нескольких звуков
      
      ТОКАТТА		- инстр. пьеса, быстрого чёткого движения, равными, короткими длительностями, которые испольняются не связано
      
      ТОРУПИЛЛЬ		- Эстонская ВОЛЫНКА
      
      ТРАНСКРИПЦИЯ	- аранжировка, переложение
      
      ТРЕЛЬ		- (дребезжание) один из мелизмов; быстрое многократное чередование написанной ноты и соседней ступени сверху
      
      ТРЕМБИТА		- Украинский нар. духовой инструмент, пастушеский рог в виде огромной трубы из древесной коры
      			. широко распространён среди закарпатских украинцев
      			
      ФАКТУРА		- делание, обработка - муз.ткань, элементами фактуры являются мелодия, аккомпанемент,
      			. бас, отдельные голоса, подголоски, темы, противосложения
      			
      ФАЛЬЦЕТ		- поддельный,звук самого высокого (головного) регистра преим. муж. голосов; то же что и ФИСТУЛА
      			. отличается своеобразным тембром с оттенком искусственности 
      			
      ФИСТУЛА		- см. ФАЛЬЦЕТ
      
      ФАНТАЗИЯ		- вымысел, причуда-инструментальная пьеса своеобразной композиции,
      			. не совпадающая со сложившимися формами построения муз. произведения
      			
      ФЕСТИВАЛЬ		- большое праздненство культуры и искусства, 
      			. конкурсы-концерты-смотры-спектакли-выступления праздничного характера
      			
      ФЛАЖОЛЕТ		- Свирель - Старинная продольная флейта, типа свирели с наконечником на подобие свистка
      
      ФЛЕЙТА		- Ветер, дуновение - Деревянный духовой инструмент, представляющий собой продолговатую цилиндрическую трубку
      			. с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится спец. боковое отверстие
      			. для прикладывания губ и вдувания воздуха
      			
      ФЛУЕР		- Молдаванский нар.духовой инструмент, рода продольной флейты (типа пастушьей свирели)
      
      ФОРТЕ		- сильно, громко; одно из двух оснвных обозначений силы звука(обозначается буквой F)
      
      ФРАЗА		- музыкальный отрывок, как правило тематически законченный
      
      ФУГА		- многоголосное произведение, либо полифоническая разработка одной темы, 
      			. либо квинтово-имитационное изложение темы
      			
      ХИЙУКАННЕЛЬ	- Эстонский народный струнный смычковый инструмент
      
      ЦИМБАЛЫ		- многострунный инструмент, в виде ящика (в форме трапеции)с натянутыми над ним струнами, 
      			. по которым ударяют деревянными молоточками. Струны делятся на две группы:     			
      			. одна группа натянута как обычно, другая разделена средним порожком на две части
      			. каждая такая струна даёт возможность получения на ней двух звуков в квинтовом соотношении
      			
      ЦИТРА		- Струнный инструмент в виде небольшого резонансного ящика 
      			. с натянутыми над ним струнами(40 и более) и ладами   			
      			. Играют на ЦИТРЕ специальным напёрстком надеваемым на пальцы или щипком.
      			
      ЧОНГУРИ		- Грузинский нар.щипковый  инструмент нежного тембра имеет грушевидный корпус и длинный гриф,
      			. с натянутыми над ним несколькими струнами, применяется обычно для сопровождения пения
      			
      ЧУНИРИ		- Грузинский нар.струнный смычковый инструмент с тремя струнами
      		
      ЭКСПРОМТ		- муз. произведение, сочинённое сразу-на ходу, без подготовки
      			. обычно порывистого, импровизационного характера
      			
      ЭЛЕГИЯ		- пьеса задумчивого, печального характера
      
      ЭОЛИЙСКИЙ РЯД	- мелодический рлад, построен по формуле: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
      					
      ЭПИТАЛАМА		- свадебная песнь в честь новобрачных
      
      ЭСИК		- колодка смычка, к которой прикрепляют волос
      
      ЭТЮД		-инструментальная пьеса, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения 
      			. и предназначенная для совершенствования техники исполнителя
      			
      ЭФЫ		- Звуковые прорези в верхней деке инструментов семейства скрипок, похожи на рукописную лат. букву f
      

Хостинг от uCoz