АВТОР - создатель оригинального произведения (сочинения)
АБРЕВИАТУРА - знаки сокращения нотного письма
. знаки повторения группы нот, одного, двух тактов
. знаки удвоения звуков, перенос звуков на октаву вверх или вниз
АВЛОС - др. греческий, духовой муз. инструмент, обычно из двух трубок, типа габоя каждая
АГОГИКА - учение о небольших отклонениях от темпа в процессе исполнения муз.произведения
АДАЖИО - медленно, спокойно. Основное обозначение медленного темпа, соответствующего медленному шагу.
. Медленный лирический танец в балете
АЖАРАГС - Латышский нардный духовой муз. инструмент из козьего рога
АККОЛАДА - скобка, соединяющая несколько нотоносцев, на которых пишутся ноты, исполняемые одновременно
АККОМПАНИМЕНТ - Сопровождение. Часть муз. ткани, предназначенная сопровождать, поддерживать,
. дополнять наиболее выразительные голоса и инструменты. Чаще всего встречается Аккомпанимент пению,
. исполняемый на каком либо многозвучном инструменте(рояль-гитара-баян-аккордеон-гармошка) или оркестром
АККОРД - совместное звучание нескольких разных нот,
. различаются по количеству и высоте(интервальное соотношение)звуков
АККОРДЕОН - ручная хроматическая гармоника, обычно с клавиатурой фортепианно-органного типа для правой руки,
. имеет несколько(2-20) регистровых переключателей,
. для левой руки басовые кнопки-готовые мажорные и минорные трезвучия, также ряд уменьшенных септаккордов
АККОРДИКА - отдел муз. науки, изучающий различные аккорды терцового строения,
. вне их сочетания друг с другом и с другими элементами музыки
. Аккордика входит в состав курса элементарной теории музыки или курса гармонии
АКЦЕНТ - Ударение, усиленное-ударное извлечение какого-либо звука,
. Акцентируемые ноты, как правило находятся на сильных долях такта
АКЫН - у Казахов и ьдругих народов - народный поэт-импровизатор,
.поющий свои стихи под аккомпанимент какого-либо народного инструмента
АЛЛЕГРО - Весёлый радостный живой - Основное обозначение быстрого, оживлённого темпа,
. соответствующего очень скорому шагу, скорее даже бегу. Обычный темп первых частей в сонатном цикле
АЛЛЕМАНДА - Танец 17-18 веков, двухчастотного строения, умеренного темпа и характера, обычно 2/4 или 4/4
АЛЬБЕРТИЕВЫ БАСЫ - По имени композитора Доменико Альберти 18 век в пьесах для фортепиано - партия левой руки
. содержащая многократно повторяемое движение по звукам аккорда,
. обычно служат аккомпаниментом мелодии помещённой в партии правой руки
АЛЬБОРАДА - песня пастухов в честь восходящнго солнца - утренняя серенада
АЛЬТ - Высокий по сравнению с тенором - Низкий женский голос - Контральто - Меццо-сопрано
. Струнный смычковый инструмент того же устройства, что и скрипка, но несколько бо'льших размеров,
. отчего звучит в более низком регистре. Обычный строй от До малой - Ми третьей октавы
. Приёмы игры теже, что и на скрипке, но звук менее яркий, как сольный инструмент обычно не используется
. Медный широкомензурный духовой инструмент овальной формы, принадлежит к транспонирующим вниз
АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение или понижение на полтона или тон звука
АМБУШЮР - часть духового инструмента, через которую музыкант вдувает в воздух, то же, что и мундштук
. Совокупность мышц рта и роложение губ при игре на дух. инстр, мундштуки которых не берутся в рот,
. а только прикладываются к губам, (медные духовые, а так же флейты)
АНГЕМИТОНИКА - АНГЕМИТОННЫЙ ЗВУКОРЯД - ПОЛУТОН - Звукоряд без полутонов
АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК - АЛЬТОВЫЙ ГАБОЙ Получивший исторически случайное название от ошибочного применения франц. слова "anglais"
. вместо правильного "anglё"-угловой, согнутый углом -по форме охотничьего габоя, от которого произошёл англ. рожок.
. Деревянный духовой инструмент такого же устройства, как и гобой, но бо'льших размеров, с грушевидным раструбом
. и согнутой металлической трубочкой, соеденяющей мундштук с основным дерев. корпусом
. Диапазон звучания от ми-мал.окт. до си-бемоль-второй октавы. А рожок при одинаковой апликатуре с гобоем звучит на квинту ниже
. т.е. принадлежит к числу транспонирующих инструментов в строе Фа (in F)
АРАНЖИРОВКА - (arranger) переложение, обработка муз. произведения
АДАЖИО - медленно, спокойно
АЛЛЕГРО - живо, весело, быстро
АНДАНТЕ - средний по скорости темп (спокойный бодрый шаг)
АППЛИКАТУРА - распальцовка, распределение пальцев при игре
1.2.3.4.5-большой.указательный.средний.безымянный.мизинец
АРПЕДЖИО - аккорды, звуки которых которых исполняются не одновременно, а поочерёдно обычно от нижнего к верхнему
БАЛАБАН - Узбекский-Азербайджанский народный духовой инструмент с одинарным язычком
БАЛАЛАЙКА - Русский народный трёхструнный щипковый инструмент с треугольным корпусом и ладами, произошла от ДОМРЫ
. различают 5 видов балалаек отличающихся размерами, струнами и строем
. 1- Балалайка - Прима _ Строй струн: e1, e1, a1 -( Ми, Ми, Ля первой октавы )
. 2- Балалайка - Секунда _ Строй струн: a, a, d1 -( Ля, Ля мал.окт., Ре-первой октавы )
. 3- Балалайка - Альт _ Строй струн: e, e, a -( Ми, Ми, Ля-малой октавы )
. 4- Балалайка - Бас _ Строй струн: E, A, d -( Ми, Ля-большой октавы, Ре-малой октавы )
. 5- Балалайка - Контрабас _ Строй струн: E1 A1 D -( Ми, Ля-контоктавы, Ре-большой октавы )
АРАНЖИРОВКА - (arranger) переложение, обработка муз. произведения
АРАНЖИРОВКА - (arranger) переложение, обработка муз. произведения
АРАНЖИРОВКА - (arranger) переложение, обработка муз. произведения
АРАНЖИРОВКА - (arranger) переложение, обработка муз. произведения
АРАНЖИРОВКА - (arranger) переложение, обработка муз. произведения
АРАНЖИРОВКА - (arranger) переложение, обработка муз. произведения
ВАЛТОРНА - Нем. - Лесной рог, охотничий сигнальный инструмент
. Натуральная Валторна без вентилей способно издавать небольшое кол-во звуков натурального звукоряда
. Вентильная Валторна медный духовой инструмент строится в Фа-принадлежит к половинным инструментам с тремя вентилями
. Обьём от Си контроктавы - Фа второй октавы со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду
. Среди медных инстр. отличается мягкостью тембра, звук может приглушатся Сурдиной или прав.рукой
ВАРИАЦИЯ - Видоизменённое повторение темы в её полном обьёме
ВИОЛОНЧЕЛЬ - Violone - Большая ВИОЛА (Контрабас), уменьшительное Violoncello (Контрабасик) принято сокращать Cello
ВИОЛЫ - ЗападноЕвропейские смычковые инструменты различных размеров
ВИРТУОЗ - музыкант исполнитель, искусно и технически свободно исполняющий муз.произведения
. Недостатки - эффектность очень часто достигается за счёт ослабления содержательности и идейности произведения
. Сочетать и то и другое могут немногие, лишь великие, к виртуозной музыке относят этюды, концерты, парафразы и др.формы
ВОЛЫНКА - Древний духовой инструмент самых разных народов мира, состоит из нескольких трубок с язычками-(жалеек),
. прикреплённых к мешку в который играющий вдувает ваздух, звук извлекается при нажатии на мешок
БАСЕТЛЯ - Белорусская виолончель
БАСОЛЯ - Украинская виолончель
БИТРЕЙТ - количество бит, отведенное для хранения единицы времени звука, (в килобитах в секунду - Kbps или Kb/s) (англ. bit rate)
БРЁЛКА - см. ЖАЛЕЙКА
БУРДОН - Трубка на волынке, издающая непрерывно тянущийся звук неизменной высоты
ГАММА - поступенно восходящее или нисходящее движение мелодии в пределах не менее одной октавы
ГИМН - торжественная песня
ГЛИССАНДО - скользящий переход от звука к звуку (скольжение пальца по струне)
ГАРМОНИЯ - созвучие, наука об аккордах их связях и движении, которое приводит к образованию различных муз. построений
ДИЛЕТАНТ - человек занимающийся исскуством или наукой не профессионально,
. а для собственного удовольствия
ДИРИЖЁР - руководитель исполнения оркестровой музыкой, которому принадлежит художественная трактовка произведения
ДИСГАРМОНИЯ - несозвучность, разноголосица, нарушение стройности
ДИССОНАНС - неблагозвучие, неслитное созвучие в котором образующие его звуки как бы мешают друг другу
. и создают резкое, раздражающее слух звучание
ДУДА - Русский нар.духовой инструмент, иначе ДУДКА, СОПЕЛЬ - трубка из куска выдолбленного дерева с открытыми концами
. один из которых скошен и с отверстиями в стенках, звук свистящий несколько сипловатый, то же, что ВОЛЫНКА
ДУДУК - деревянный духовой инструмент народов Сев.Закавказья, напоминающий габой не конической, а цилиндрической формы
. и с более широким двойным язычком, Тембр очень мягкий, нежно-лирического оттенка;
. звукоряд диатонический, в пределах децимы, опытным исполнителем может быть расширен и хроматизирован
ЖАЛЕЙКА - рус., укр., бел., лит., народный инструмент, то же что БРЁЛКА
. Одиночная Жалейка - тростниковая или деревянная трубка с простым одинарным язычком и боковым отверстиями;
. нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог или берестяной раструб, служащие резонатором
. Двойные Жалейки - две Одиночные вставленные в в общий резонатор
. Обьём Жалейки - секста и более (до октавы). Звук пронзительный и гнусавый
ЖИГА - старинный англ. очень быстрый танец народного происхождения, основан на трёхдольном(-вроде триольного)
. преимущественно непрерывном движении в тактах размером в 3/8,3/4,6/8,6/4,9/8,9/4,12/8,12/4 и т.д.
ЗУРНА - деревянный духовой инструмент народов Закавказья, напоминающий габой с двойным язычком
. имеет обычно 8-9 отверстий (одно на противоположной стороне)
. На Зурне из-за её резкого тембра обычно играют на открытом воздухе, в закрытых помещениях заменяют ДУДУКОМ
ИМПРОВИЗАЦИЯ - одновременное сочинение и исполнение произведения, обычная черта народного муз.творчества
. Принято предлагать композитору тему, мелодию, на основе которой он тут же импровизировал
. какую-либо пьесу, обычно виртуозного характера
ИНВЕНЦИЯ - Выдумка, произвольное название полифонических пьес, соответствующих, то прелюдиям, то фугам,
. то пьесам свободно-имитационного построения
ИНТЕРМЕЦЦО - Пауза, Антракт, - пьеса промежуточного значения, обычно находится в середине между двумя другими пьесами
. и контрастирует с ними своим характером и построением. Иногда Композиторы обозначают словом ИНТЕРМЕЦЦО
. и самостоятельные пьесы различного содержания и характера
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - Толкование, раскрытие смысла
. Интерпретация муз.произведения - трактовка содержания и характера произведения музыкантом-исполнителем,
. по особому алгоритму - отличающемуся от оригинала
КАЙРАК - Узбекский нар. ударный инструмент;
. 4 отшлифованных камня(гальки), по два в каждую руку; род каменных кастаньет
КАКАФОНИЯ - разноголосица, хаотическое нагромождение звуков
КАНИТЕЛЬ - металлическая нить, которой обматывают некоторые струны(напр. босовые-гитарные)
КАНККЛЕС - Литовский нар.струнный щипковый инстр. типа ГУСЛЕЙ
КАННЕЛЬ - Эстонский нар.струнный щипковый инстр. род ГУСЛЕЙ, обычно с остроугольным резонансным ящиком
КАНТЕЛЕ - Карельский нар.струнный щипковый инстр. типа ГУСЛЕЙ, в старинном КАНТЕЛЕ от 5 до 13 струн
. натянутых над небольшим резонансным ящиком из сосны или берёзы
КАРНАЙ - Узбекский медный духовой инструмент, представляет собой несогнутую(но не всегда) длинную трубку(2метра и более)
. по регистру и тембру близок к тромбону, на КАРНАЕ характерно исполнение боевых или торжественных сигналов
КАПЕЛЛА - церковный хор певцов(мальчиков), стиль "а капелла" пение хором без муз. сопровождения
КОМПОЗИТОР - автор, создатель оригинального(неповторённого) муз. произведения
КОМПОЗИЦИЯ - законченное муз. произведение
КОБЗА - стиринный украинский нар. щипковый инструмент, от 2 до 16 струн,
. распостранение получилав 16-17 веках пока не уступила место БАНДУРЕ
КОБЫЗ - двухструнный смычковый инструмент ряда среднеазиатских народов, корпус ковшеобразный, открытый или затянутый кожей,
. высоко натянутые струны при нажатии не достают до грифа и издают звуки свистящего оттенка
КОБЫЛКА - распостранённое среди музыкантов название подставки
КОДА - хвост-конец-шлейф, дополнительный раздел,
. в конце муз.призведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения
. КОДА следует за последним из основных разделов формы, начинается как правило после полного КАДАНСА
. в главной тональности и представляет распространение и окончательное закрепление главной тональности
. что достигается в КОДЕ путём мнонгократного повторения тонического аккорда или аккордов полного КАДАНСА
. а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего в в субдоминантную сферу
. содержание КОДЫ может явиться и послесловием, и выводом, и развязкой произведения
КОДЕТТА - хвостик-маленькая КОДА, встречающаяся иногда в фуге
. одноголосная интермедия между первым и вторым проведением темы т.е. между окончанием темы и вступлением ответа
КОРИФЕЙ - Вождь-предводитель. В хоре - ведущий певец группы - запевала
КОРНЕТ - РОЖОК с клапанами. Усовершенствованный почтовый РОЖОК во ФРАНЦИИ (1830г).
. Медный, духовой инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку
. и снабжённый не вентилями, а пистонами. Диапазан от Ми мал. октавы-до До третьей октавы
. КОРНЕТ обладает бо'льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба
КОШНАЙ - Кош-пара, Най-камыш - Узбекский нар. духовой инструмент в виде двух камышовых дудочек
. каждая с одинарным язычком и боковыми отверстиями, звукоряд близок к диатоническому
КРЕЩЕНДО - возрастая, усиливая
КРЕЩЕНДО - постепенное усиление звука без ускорения, обозначается расширяющимся знаком
КУЛЬМИНАЦИЯ - момент высшего напряжения в муз. произведении в целом или в отдельных его частях
МАДРИГАЛ - одноголосная, затем многоголосная (ансамблевая, хоровая) светская песня,
. обычно любовного содержания и изысканного характера
МАЭСТРО - учитель - мастер, почтительное обращение к руководящим исполнением музыки, (дирижёрам, концертмейстерам)
МИНИАТЮРА - небольшая муз. пьеса
МЕЛИЗМЫ - особый способ пения-украшение, опевание отдельных звуков мелодии
. форшлаг-группетто-мордент(двойной, перечёркнутый), трель
МЕССА - многочастное произведение для хора с инстр. сопровождением и без него
. написанное на определённый Латинский текст, для исполнения во время католической обедни
МЕЛОДИЯ - осмысленное, вырызительное и законченное по построению одноголосное последование звуков
. объединённых определёнными отношениями высоты, длительности и силы
. Важнейшая основа муз. произведения, способная воплотитьсамые различные образы и состояния
МЕЛОС - мелодическое начало в музыке, песенный мелодический элемент
МОНОДИЯ - исполнение одной мелодии без аккомпонимента, сольное или ансамблевое( в унисон или в октаву)
МОДЕРАТОР - (лат. - умеряющий, сдерживающий)
МОТЕТ - многоголосная песня одновременно сочетающая несколько самостоятелных мелодий
. название разнообразных многоголосных произведений полифонического склада обычно для пения а капелла
МОТИВ - побуждение, мелодия, тема, напев,
. характерная часть темы, способная приобрести самостоятельное значение в разработке
МУЗЫКА - разновидность искусства, воплощающее идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах
НОВЕЛЕТТА - название пьесы, в которой чередование коротких тем создаёт впечатление смены эпизодов
НОКТЮРН - как правило название инструментальных(реже вокальных) пьес, лирического, обычно мечтательного характера
НОТЫ - обозначения звуков, их высоты, длительности, привязка ко времени в такте
НЮАНС - оттенок(оттенки) в исполнении муз. произведения
ОРАТОРИЯ - монументальное произведение для хора, оркестра и певцов солистов,
. опирающееся на определённое сюжетное содержание и предназначенное для концертного исполнения
ОКТЕТ - сочинение для восьми исполнителей, с особой партией для каждого
ПАНДУРИ - Грузинский нар. струнный щипковый инструмент с тремя струнами
Параллельности - ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ГОЛОСОСВЕДЕНИЕ - одновременное движение двух голосов в одном направлении (вверх или вниз)
. на равный интервал. Параллельное голососведение - частный случай ПРЯМОГО голососведения (см. ГОЛОСОСВЕДЕНИЕ)
ПАРКАБЗУК - Армянская ВОЛЫНКА
ПАРТИРА - Одно из названий СЮИТЫ ( особенно в 18 в.)
ПАРТИТУРА - нотная запись ансамблевой музыки, партии пишутся одна под другой в одной вертикали
ПАССАЖ - муз. фраза быстпого движения, обычно устремлённого в одном направлении (вверх или вниз)
. носит обычно виртуозный характер (гаммовые, арпеджированные, аккордовые)
ПАСТОРАЛЬ - муз. пьеса, подобная идилии в литературе, воспроизврдя подчёркнуто простые,
. нарочито наивные переживания и сцены на лоне природы
ПАУЗА - перерыв-прекращение. Временное молчание - перерыв в звучании муз. произведения в целом
. или какой-либо его части или отдельного голоса. Измеряется так же, как и длит. отдельных звуков
. один из немногих приёмов позволяющих оживлять музыку, придавая ей особые акценты
. кстати не самый простой технический приём
. и как ни странно может оказывать очень сильное эмоциональное воздействие на слушателя
ПЕНТАТОНИКА - ПЕНТАТОННЫЙ ЗВУКОРЯД - Звукоряд содержащий в пределах октавы 5 различных по высоте звуков
. причём интервалы между соседними звуками образуют чередование одной или двух секунд больших секунд
. с двумя несоседними малыми терциями. ПЕНТАТОННЫЙ ЗВУКОРЯД иногда называют АНГЕМИТОННЫМ т.е. бесполутоновым
. а также Китайским, Шотландским
ПЕРЕЛОЖЕНИЕ - Обработка муз.произведения для исполнения его не теми голосами или инструментами
. для которых оно было предназначено в оригинале. Иначе - Аранжировка или Транскрипция
. Часто встречается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ симфоний, камерных ансамблей для исполнения на фортепиано в 2 или 4 руки
. Реже для исполнения оркестром, обыно называют ОРКЕСТРОВКОЙ
ПЕРПЕТУУМ - ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ - Вечное движение - название пьесы, обычно виртуозного характера
. основанной на быстром и нерперывном последовании, преимущественно одинаковых по длительности звуков
. с неоднакратно возвращающейся основной темой
ПОЛОНЕЗ - Старинного происхождения Польский танец, точнее торжественное шествие
ПОЛОНЕЗ - Старинного происхождения Польский танец, точнее торжественное шествие в темпе несколько ускоренного шага
ПЮПИТР - Подставка для нот, то же, что пульт
ПОЛИФОНИЯ - многоголосие
РАПСОДИЯ - Отрывок народно-эпическоё поэмы исполнявшеся в др. Греции бродячими певцами РАПСОДАМИ
. Виртуозное инструментальное произведение в форме парафразы на народные темы, реже пьеса эпического склада-вроде баллады
РЕГЕНТ - Руководитель хора, обычно церковного
РЕПЕРТУАР - Перечень, список, круг выбранных произведений, исполняемых отдельными артистами, ансамблями или труппами
РОЖОК - Пастуший рожок, Русский нар.духовой инструмент, цилиндрическая или коническая деревянная или берестяная трубка с раструбом
. с раструбом на одном конце и выемкой на другом конце, без боковыз отверстий издаёт фанфарные звуки и употребляется для сигнала
. РОЖОК снабжённый боковыми пальцевыми отверстиями, прим. как муз.инструмент с диатоническим звукорядом,
. форма прямая или изогнутая(как у валторны или трубы)
СИНКОПА - удаоная, акцентированная нота не на сильной, как обычно, а на слабой доле такта
. чаще образуется в результате паузы на предыдущей сильной доле или в результате связки с нотой
. находящейся на последующей сильной доле, как правило вносит в ритм элемент неожиданности и остроты
СКЕРЦО - Итал.-шутка-(используют вместо МИНУЭТА-с нач. 19 века),
. живая, подвижная инструментальная пьеса, обычно бодрого характера
СКУДУЧЧАЙ - Литовский нар.духовой инструмент - несколько трубочек различных размеров и настройки
СОЛЬФЕДЖИО - учебная дисциплина призванная развивать слух учащихся СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ - пение нот с листа
СОПЕЛЬ - СОПИЛКА - см. ДУДА
СОЧИНЕНИЕ - процесс создания музыки композитором. Обычно - обозначение отдельного муз. произведения
СПИНЕТ - Разновидность клавесина, небольших размеров, прямоугольной формы
СТАКАТО - указание испольнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами,
. обозначается точками, над или под головками нот
СТВИРИ - Грузинский нар.духовой инструмент типа ВОЛЫНКИ
СТРЕТТА - сжатие, сжимание - каноническое проведение темы в фуге
СУРНАЙ - Узбекский и Таджикский деревянный духовой инструмент с двойным язычком, по тембру и диапазону родственный ГОБОЮ
. имеет обычно 8 пальцевых отверстий, звукоряд приближается к диатоническому
ТАР - ТАРИ - щипковый инструмент народов Закавказья, корпус имеет форму восьмёрки и затянут свурху бычьим пузырём,
. выполняющим роль мембраны, ТАР шестиструнный, звуки извлекают медиатором, на грифе много ладов,
. образующих интервалы более узкие чем полутон отчего ТАР обладает своеобразными мелодическими возможностями
ТЕМА - небольшое, мелодически определённое и завершённое по форме муз. построение
. обладающее характерными особенностями и способное стать основанием для разработки
. элемент композиции, носитель определёной мысли, идеи, характера
. как правило выразительное и впечатляющей силы
ТЕМБР - окраска звука, зависящий от того, какие гармонические созвуки и в какой степени слышны при его извлечении
. способ звукоизвлечения, материал инструмента,
. среда распостранения звука - факторы влияющие на тембр инстумента-голоса
ТЕМП - степень скорости исполнения и характер движения муз.произведения
ТЕОБРА - Басовая разновидность ЛЮТНИ, применялась в 16-18 веках
ТИРАТА - гаммообразный пассаж или форшлаг из нескольких звуков
ТОКАТТА - инстр. пьеса, быстрого чёткого движения, равными, короткими длительностями, которые испольняются не связано
ТОРУПИЛЛЬ - Эстонская ВОЛЫНКА
ТРАНСКРИПЦИЯ - аранжировка, переложение
ТРЕЛЬ - (дребезжание) один из мелизмов; быстрое многократное чередование написанной ноты и соседней ступени сверху
ТРЕМБИТА - Украинский нар. духовой инструмент, пастушеский рог в виде огромной трубы из древесной коры
. широко распространён среди закарпатских украинцев
ФАКТУРА - делание, обработка - муз.ткань, элементами фактуры являются мелодия, аккомпанемент,
. бас, отдельные голоса, подголоски, темы, противосложения
ФАЛЬЦЕТ - поддельный,звук самого высокого (головного) регистра преим. муж. голосов; то же что и ФИСТУЛА
. отличается своеобразным тембром с оттенком искусственности
ФИСТУЛА - см. ФАЛЬЦЕТ
ФАНТАЗИЯ - вымысел, причуда-инструментальная пьеса своеобразной композиции,
. не совпадающая со сложившимися формами построения муз. произведения
ФЕСТИВАЛЬ - большое праздненство культуры и искусства,
. конкурсы-концерты-смотры-спектакли-выступления праздничного характера
ФЛАЖОЛЕТ - Свирель - Старинная продольная флейта, типа свирели с наконечником на подобие свистка
ФЛЕЙТА - Ветер, дуновение - Деревянный духовой инструмент, представляющий собой продолговатую цилиндрическую трубку
. с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится спец. боковое отверстие
. для прикладывания губ и вдувания воздуха
ФЛУЕР - Молдаванский нар.духовой инструмент, рода продольной флейты (типа пастушьей свирели)
ФОРТЕ - сильно, громко; одно из двух оснвных обозначений силы звука(обозначается буквой F)
ФРАЗА - музыкальный отрывок, как правило тематически законченный
ФУГА - многоголосное произведение, либо полифоническая разработка одной темы,
. либо квинтово-имитационное изложение темы
ХИЙУКАННЕЛЬ - Эстонский народный струнный смычковый инструмент
ЦИМБАЛЫ - многострунный инструмент, в виде ящика (в форме трапеции)с натянутыми над ним струнами,
. по которым ударяют деревянными молоточками. Струны делятся на две группы:
. одна группа натянута как обычно, другая разделена средним порожком на две части
. каждая такая струна даёт возможность получения на ней двух звуков в квинтовом соотношении
ЦИТРА - Струнный инструмент в виде небольшого резонансного ящика
. с натянутыми над ним струнами(40 и более) и ладами
. Играют на ЦИТРЕ специальным напёрстком надеваемым на пальцы или щипком.
ЧОНГУРИ - Грузинский нар.щипковый инструмент нежного тембра имеет грушевидный корпус и длинный гриф,
. с натянутыми над ним несколькими струнами, применяется обычно для сопровождения пения
ЧУНИРИ - Грузинский нар.струнный смычковый инструмент с тремя струнами
ЭКСПРОМТ - муз. произведение, сочинённое сразу-на ходу, без подготовки
. обычно порывистого, импровизационного характера
ЭЛЕГИЯ - пьеса задумчивого, печального характера
ЭОЛИЙСКИЙ РЯД - мелодический рлад, построен по формуле: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
ЭПИТАЛАМА - свадебная песнь в честь новобрачных
ЭСИК - колодка смычка, к которой прикрепляют волос
ЭТЮД -инструментальная пьеса, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения
. и предназначенная для совершенствования техники исполнителя
ЭФЫ - Звуковые прорези в верхней деке инструментов семейства скрипок, похожи на рукописную лат. букву f
|